Visa повышает тарифы. Это произойдет в следующем году

И, как можно предположить, вслед за Visa повысит комиссии и Mastercard. Бизнес не раз жаловался на их высокие тарифы. Апофеозом стал скандал с Wildberries. С чем может быть связан шаг Visa?

Фото: depositphotos.com

Платежная система Visa увеличивает комиссию за пользование своими картами для российских магазинов, сообщает РБК.

На фоне недавнего громкого скандала с Wildberries сложилось ощущение, что американская платежная система наносит ответный удар. Интернет-магазин ввел двухпроцентную комиссию для тех, кто платит по картам Visa и Mastercard. Платежные системы в свою очередь возмутились, начали расследование, пригрозили штрафами. А теперь Visa, словно всем назло, с февраля 2022 года повышает комиссии за эквайринг в супермаркетах на 30%, то есть с 1% до 1,3%. Потом Visa отменит льготы для крупных продавцов бытовой техники, мебели и курьерских служб. И для них комиссия будет доходить до 2,3%.

Впрочем, вряд ли это ответ Wildberries. Скорее дело в другом — традиционные платежные системы теряют рынок, а значит, и доходы, и поэтому поднимают комиссии, предполагает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

Вячеслав Путиловский младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Я думаю, что это связано в первую очередь с переделом рынка в части всевозможных безналичных платежей, которые бурно сейчас развиваются. Система быстрых платежей — это расчеты по номеру телефона, какие-то QR-коды, все эти альтернативные сервисы, которые сейчас вошли в нашу жизнь и очень сильно растут, снижают доходы традиционных платежных систем, плюс активно развивается система «Мир», которая постепенно «отъедает» долю рынка».

В цепочке эквайринга три основных участника: платежная система, банк-эквайер (чей терминал стоит на кассе) и банк-эмитент (чьей картой мы расплачиваемся). Они трое и делят между собой комиссию, которую устанавливает платежная система. А платит по ее тарифу продавец товаров или услуг. И он либо перекладывает расходы на потребителя, то есть на нас, либо рассчитывается из своего кармана. Поэтому и жалоб на платежные системы было много. Доходили они и до Владимира Путина, который однажды назвал комиссии квазиналогом. И нередко звучат голоса, что пора бы государству вмешаться. Комментирует основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:

Сергей Миронов основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» «Эквайринг у нас ничем не регулируется, никаким законодательством, притом что ресторанный бизнес обязали работать с банками (именно обязали) и принимать карты. Сегодня 2,5%, завтра может быть 5%, послезавтра может быть 8%. И я думаю, что в любом случае здесь должно быть государственное регулирование этих процессов. Раз государство говорит, что предприятия общественного питания и другие обязаны работать с банками, значит, размер эквайринга тоже должен быть чем-то ограничен».

У нас обычно приводят в пример Европу, которая волевым решением ограничила комиссии платежных систем до десятых долей процента. В России они в среднем 1,5-2%. Но это в среднем. Для крупных сетей тарифы могут быть меньше процента — там большие объемы. А для малого бизнеса они могут превышать и 3%. Поэтому в мелких магазинах больше любят наличные и, например, нередко только за кеш продают сигареты, чтобы хоть что-нибудь заработать. И в Европе все устроено примерно так же, говорит гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.

Станислав Машагин

Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Дело в том, что в Европе тарифы очень похожи на наши. Нет там других расценок. Проблема закрывается основными, мелкими участниками, которые вынуждены нести повышенные тарифы, и они просто перекладывают это на клиента. И это часть европейской культуры. «Пластиком» до недавних времен во многих дискаунтерах даже нельзя было расплатиться, и до сих пор в Германии у вас не примут ни Visa, ни Mastercard, просто потому что это не входит в расчет ретейлера. Вы можете расплатиться либо социальной, либо специальной картой. Можно сказать, что это аналог нашей «Мир».

У российской платежной системы тарифы ниже, чем у Mastercard и Visa. Поэтому продавцам выгоднее, когда мы расплачиваемся картой «Мир». Что же касается потребителей — с одной стороны, на нас перекладывают расходы за эквайринг, то есть товары могли бы стоить на условные 1,5-2% дешевле (если, конечно, продавцы на это пойдут, а не заберут сэкономленное себе), с другой стороны, банки с нами делятся комиссией за эквайринг. Это кешбэки. И если административно заставить Visa и Mastercard снизить комиссии, то и бонусы будут меньше, если они вообще будут. И все прекрасно понимают, что эквайринг, платежные системы, тарифы — это все далеко от обычного покупателя. Куда ближе для него кешбэки, баллы и прочие маленькие радости жизни.

Источник: bfm.ru



Добавить комментарий