В 2022 году Visa поднимет комиссии за оплату картами в магазинах

Часть межбанковских комиссий при оплате платежная система изменит уже с 1 февраля. Скажется ли это на стоимости товаров для конечного покупателя?

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Платежная система Visa увеличивает комиссию за пользование своими картами для российских магазинов. Уже с 1 февраля интерчейндж — часть комиссии, которую банк взимает с магазина за прием карт, — для супермаркетов повысится с 1% до 1,3% от стоимости товаров, сообщает РБК.

Кроме того, поэтапно будут отменены льготные программы для магазинов мебели, бытовой техники, для курьерских служб. Сейчас интерчейндж для них составляет 1-1,65%, после изменений он в зависимости от категории карты, которой совершена оплата, будет варьироваться от 1,5% до 2,3%.

В компании Visa объяснили, что периодически пересматривают ставки, а изменение действующих программ направлено на то, чтобы привести тарифную политику в соответствие с рыночными реалиями.

Комментирует младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

— Я думаю, что это связано в первую очередь с переделом рынка в части всевозможных безналичных платежей, которые бурно сейчас развиваются. Система быстрых платежей — это расчеты по номеру телефона, какие-то QR-коды, все эти альтернативные сервисы, которые сейчас вошли в нашу жизнь и очень сильно растут, снижают доходы традиционных платежных систем, плюс активно развивается система «Мир», которая постепенно «отъедает» долю рынка. Добровольно-принудительно, но тем не менее. И Visa в этой ситуации хочет максимизировать свои доходы.

— Она это во всем мире делает или только у нас?

— Я думаю, она делает это локально по конкретным рынкам, на которых происходят изменения. У нас в России так, в Китае, например, по-другому. Покупая картошку на рынке, вы можете перевести продавцу деньги на счет в Сбербанке, минуя Visa и тому подобные системы. Это лишает их части прибыли. Выживаемость этих систем будет зависеть от того, насколько они смогут ужиться с новыми сервисами, в первую очередь по ценовой конкуренции.

Эквайринг станет дороже, но на потребителях это никак не отразится, считает гендиректор сервиса Dostavista.ru Дмитрий Зубков.

Дмитрий Зубков гендиректор Dostavista.ru «У нас действительно часть оборота происходит по эквайрингу, поэтому стоимость этих операций станет выше на 1%. Но, я думаю, на ценнике для конечных потребителей это никак не отразится, а вот операции станут дороже. Я думаю, что Mastercard сделает то же самое, они [с Visa] будут действовать синхронно, потому что это два крупнейших игрока — Visa и Mastercard».

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов подчеркнул, что для ресторанов это очень неприятное решение.

Сергей Миронов вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» «Ресторанный бизнес к этому очень плохо относится, потому что на сегодняшний день нет смысла даже говорить о каком-то снижении налогов, какой-то оптимизации процессов. Все, что государство даст, может забрать банк. Эквайринг у нас не регулируется никаким законодательством, притом что ресторанный бизнес обязали работать с банками и принимать карты, банки никто не обязывал держать какие-то вменяемые ставки. Если взять европейские ставки, это 0,5%, а в России ставки банков ничем не ограничены, поэтому сегодня 2,5%, завтра может быть 5%, послезавтра может быть 8%. И я думаю, что здесь должно быть государственное регулирование. Раз государство говорит, что предприятия общественного питания и другие обязаны работать с банками, значит, размер эквайринга тоже должен быть чем-то ограничен. Ну и, кроме того, за каждую операцию предприниматель сегодня платит деньги. И эти операции тоже ничем не ограничены. Я считаю, что без государственного регулирования мы никуда не денемся. Цифры банковской комиссии на сегодняшний день по эквайрингу иногда больше, чем налоги».

Гендиректор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру» Виктор Кузнецов в свою очередь считает, что можно стимулировать переход россиян на оплату картой «Мир», но это небыстрый процесс.

— Конечно, для нас это не то чтобы критично, но это вопрос, который коснется чистой прибыли, потому что большая часть [оплаты] идет через платежные системы, и Visa — основная. 0,3% — это большая доля прибыли, которую придется где-то искать. Бизнес это, конечно, не убьет, но это неприятно. Зависит от того, как банки-партнеры себя поведут, потому что мы получаем процент, уже исходя из того, какую наценку делает банк-партнер.

— Вам придется повышать цены на товары или нет?

— Будем смотреть. Цены всегда идут от рынка, то есть мы не можем их повышать, если в среднем в рынке цены ниже.

— А вообще уйти от Visa невозможно?

— Ну, конечно, мы при возможности будем стимулировать использовать «Мир», но я не думаю, что это быстрый процесс.

По данным Visa, платежный рынок России является одним из самых инновационных в мире. В прошлом году объем бесконтактных платежей увеличился почти вдвое — до 88,5%. Бесконтактно оплачивают покупки 73% россиян.

Источник: bfm.ru



Добавить комментарий